Новости

«Вариация сделала меня сильнее»: как интерсекс-люди строят отношения с телом

16 Мая 2022

Часто встречаете зеленоглазых людей? Это редкость, но не удивительный факт. А когда речь заходит об интерсекс-людях, кажется, что говорим о чем-то исключительном. Между тем, по данным ООН, людей с нетипичными половыми признаками от 0,05 до 1,7%: почти столько же, сколько людей с зелеными глазами. Несмотря на нормальность явления интерсекс-вариаций, жизнь этих людей окружена стигмой, непониманием и насилием.

Этот материал — часть «Радужного флешмоба», кампании к Международному дню борьбы с гомофобией, трансфобией и бифобией, который отмечается 17 мая. Тема международного флешмоба в этом году — «Наши тела, наши жизни, наши права». Она напоминает о том, что многие из нас ежедневно борются со страхами, разрушающими нас изнутри: как кем-то сказанные слова о нашей внешности могут оставить отпечаток на долгое время, как мы можем ощущать свое тело, как оно может меняться и как мы это принимаем.

Текст состоит из трех частей: сначала мы говорим о взаимосвязи ЛГБТ* и интерсекс-сообщества, затем даем подробную информацию о том, что такое интерсекс-вариации, а в заключительной части интерсекс-люди делятся своими историями об отношениях с телом.

 

Интерсекс и ЛГБТ*

В расширенной аббревиатуре ЛГБТИ последняя буква означает «интерсекс», а традиция включать интерсекс-людей в ЛГБТ*-сообщество пришла к нам с Запада. ILGA, крупнейшая квир-организация, объединяющая активист_ок по всему, объясняет это общей борьбой «за права людей, которые выходят за рамки бинарных половых и гендерных норм». Интерсекс и ЛГБТ*-людей сближает опыт принадлежности к меньшинству: мы знаем, что значит бороться за свободы, которые декларируются для всех, а в действительности нам недоступны.

Если же отталкиваться от терминов, общего мало: интерсекс-вариации не имеют ничего общего с сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью. Конечно, интерсекс-люди могут принадлежать ЛГБТ*-комьюнити, иметь любой гендер и выбирать в партнеры любых людей. Однако сам термин «интерсекс» относится лишь к сфере биологии: к половым признакам, гормональным нарушениям и особенностям строения хромосом.

4.png
Фото qunamax, GettyImages

Ассоциироваться с ЛГБТ*-сообществом может быть даже опасно для интерсекс-людей. В трансфобном и гомофобном российском обществе часть ненависти и насилия достается группам, стоящим рядом. А потому союзничество с ЛГБТ* подвергает интерсекс-людей дополнительной опасности и может усложнить защиту прав (в отличие от того, как это происходит на Западе).

А., интерсекс-человек, объясняет: «Мы часто сотрудничаем с родителями интерсекс-детей, и важно, чтобы те, кто сейчас стоит на перепутье — делать детям оперативное вмешательство или нет — сделали выбор в сторону будущего своего ребенка, где он будет в праве сам решать, каким должно быть его тело. Лично я в последнее время склоняюсь к тому, что такое жесткое прерывание контактов с ЛГБТ*-организациями никак не помогает, а, возможно, только вредит. Считаю, что опыт сотрудничества должен принести пользу в некоторых форматах. ЛГБТ*-организации классно справляются (насколько это возможно) с юридическими кейсами, например нам такого явно не хватает».

Есть и другая точка зрения: «Интерсекс-людям стоит заниматься всеми вопросами, которые связаны с интерсекс-вариациями. С ориентациями интерсекс-вариации никакой связи не имеют. А вот с гендерными вопросами в достаточно большом ряде вариаций (но не при всех) очень сильно пересекаются. При этом интерсекс-тематика очень обширна, комплексна и многопланова (тут и вопросы медицины, и вопросы, связанные с детьми, и гендерные вопросы, и много чего еще). Поэтому интерсекс-сообществу рациональнее будет быть самостоятельным, не влившимся напрямую в ЛГБТ+», — говорит Н., тоже интерсекс-человек.

«Выход» выступает против любой дискриминации и насилия. И хотя мы не можем поддерживать интерсекс-людей напрямую, мы выпускаем этот текст с надеждой, что он даст понять: интерсекс-вариации — такая же норма жизни, как разнообразие сексуальности и гендерных идентичностей. Проблемы интерсекс-людей не менее насущны, а сами они достойны не меньшего принятия и уважения.

Над текстом мы работали вместе с интерсекс-активист_ками. Мы благодарны вам за возможность соблюсти принцип «ничего о нас без нас».


 

Подробно про интерсекс

Примерно каждый двухсотый человек рождается с интерсекс-вариацией — половым признаком, не совпадающем с типично женским или типично мужским телом. Вариации могут быть как отличиями половых органов (внешними и внутренними), так и на гормональном уровне или уровне хромосом. Всего существует около 40 типов интерсекс-вариаций. Большинство интерсекс-людей имеют типичные женские или мужские гениталии, а их вариации половых признаков — внутренние. Это значит, вы не сможете определить интерсекс-человека по внешности.

«В старых медицинских справочниках встречаются не очень качественные черно-белые фотографии интерсекс людей. И практически опираясь на эти старые снимки предлагалось проводить диагностику: многие описываемые „симптомы“ были просто набором характеристик внешности — высокий рост, низкий рост, фигура определенного типа. Если отделить перечисляемые там „внешние признаки“ от результатов генетического теста, то мы получим просто разнообразие телесности. Мы можем говорить о том, что для людей с вариацией хромосом Клайнфельтера или полной нечувствительности к андрогенам чаще характерен высокий рост, а для людей с вариацией Шершевского-Тернера — низкий. А теперь давайте подумаем, кто будет как-то реагировать на высокорослую женщину*, например? Ну разве что каких-то сексистски настроенные дурачки. Ещё, например, у людей с вариацией Кальмана может быть снижено обоняние. И кого этим удивишь в постковидную эпоху?» — рассказывает И., врач-эндокринолог, специалистка по медицинской информации и научной коммуникации.

Если об интерсекс-вариации человека становится известно, обычно это происходит во время беременности матери или в младенческом возрасте. Следующий этап — в период пубертата, когда тело развивается нестандартно.

 
«Иногда так бывает, что родители человека давно знают о вариации, но не говорят ему „пока он не станет взрослым“. Это очень травмирующая практика, в основе которой лежит стигматизация интерсекс-человека. За этим как будто лежит идея родителей, — и иногда плохих врачей, — о том, что ребенку/подростку будет „стыдно“ быть интерсекс. И только когда он станет взрослым, он сможет с этим справиться. И вместо нормализации разнообразие тел и людей и борьбы с буллингом получается бесконечный порочный круг стыда», — добавляет И. — «Исследование с участием интерсекс-людей, опубликованное Нидерландским институтом социальных исследований в 2014 году, показало, что практически все опрошенные имеют социальные сложности. Они говорили о том, что чувствуют себя „другими“, одинокими, испытывают стыд и смущение».

 обложка.png
«Поддержка вашего интерсекс-ребенка»: книга для родителей

В детском возрасте медицинские решения за ребенка принимают родители, и из-за недостатка знаний и по убеждению врачей родители соглашаются на «косметические операции» на половых органах. Их цель — «исправить» нетипичные гениталии, привести к «нормальному» внешнему виду. Обычно никакой нужды в таких операциях нет: интерсекс-люди могут вырасти абсолютно здоровыми и без хирургического вмешательства. Такие операции без осознанного согласия и без медицинской необходимости ООН приравняло к пыткам.

Вот что говорит об этом врач-эндокринолог с медицинской точки зрения: «Есть один способ проверить, является ли операция действительно необходимой, или это косметическое вмешательство, которое проводится из ложных представлений об „эстетике“. Если ответ на вопрос „Эта операция необходима человеку в независимости от его интерсекс-статуса?“ положительный, то она действительно нужна. Например, если нарушен отток мочи. Или есть злокачественное перерождение клеток. Такие операции чаще не требуют повторных и многократных вмешательств.

Это не значит, что надо полностью отказываться от любых косметических вмешательств. Только проводить их можно тогда, когда взрослый человек может дать свое информированное согласие. А не тогда, когда ребенок находится под влиянием и во власти взрослых, принимающих решение, касающееся автономии его тела. Для калечащих „косметических“ операциях на гениталиях, проводимых детям, характерна потребность в многократных вмешательствах и множество негативных последствий — от ПТСР до отсутствия возможности испытывать оргазм в будущем».

Если ответ на вопрос «Эта операция необходима человеку в независимости от его интерсекс-статуса?» положительный, то она действительно нужна. Это не значит, что надо полностью отказываться от любых косметических вмешательств. Только проводить их можно тогда, когда взрослый человек может дать свое информированное согласие

Не смотря на рекомендованный ООН запрет «корректирующих» операций, законодательно интерсекс-люди защищены только на Мальте и в штате Калифорния, США. В России, как и во многих других странах, общение с врачами доставляет интерсекс-людям в лучшем случае неудобства:

«Интерсекс-пациенты в России (и не только) могут столкнуться с недостаточной компетентностью врачей (давайте говорить честно, этому почти не учат в медицинских институтах), дискриминацией, языком вражды, нарушением медицинской тайны, нарушением телесных границ, принуждением к участию в образовательном процессе (фотографии в медицинских учебниках откуда взялись?). Многие сообщают о принудительных тазовых осмотрах, которые проводились против их воли. Это все помимо калечащих и ненужных операций», — рассказывает И.

daniele-levis-pelusi-Ds_F67g60g4-unsplash.jpg
Фото Daniele Levis Pelusi, Unsplash


 

Интерсекс-люди об отношениях со своим телом

А.

При рождении я был записан девочкой, и в детстве вопрос о принятии/непринятии тела вообще не вставал. Началось все в подростковом возрасте, когда процесс полового созревания пошел по мужскому типу.

Мне всегда было стыдно за себя, так как тело не могло вписаться в рамки общепринятой бинарности. Да и вообще, согласитесь, странно, когда в подростковом возрасте ты ожидаешь одних изменений, а приходят совершенно другие. Больше всего давил социум: когда все вокруг говорят тебе, что ты верблюд, а ты доказываешь, что не верблюд, а на самом деле ты  верблюд наполовину — с этим тяжело было. Даже во время отношений с девушками, приходилось скрывать всю свою нижнюю часть.

Родственникам было тяжело принять изменения, поэтому меня отправили в монастырь на «перевоспитание». Там же врачи обнаружили, что у меня отсутствует матка. Конкретное название этой вариации и ее подлинное значение я узнал только в 20 лет, уже после удаления яичка и гонадного тяжа из брюшной полости.

Я всегда был осведомлен о том, что я, мягко говоря, необычная девочка. Сначала мои манера поведения и интересы, согласно гендерным стереотипам, воспринимались «мужскими» (как будто девочки априори не могут увлекаться конструкторами и спортом), а само тело начало сильно меняться уже в подростковом возрасте. Можно сказать, рефлексировать особо было некогда.

После двадцати начался мой путь принятия себя. Жизненный опыт помог: выяснилось, что люди, не имеющие интерсекс-вариаций, тоже переживают по поводу своих тел. Ну и с возрастом другие проблемы начинают волновать. В подростковости кажется, что весь мир зациклен на тебе и на твоих ощущениях, на твоем теле, на том, как оно выглядит. Став старше, понимаешь, что всем на это наплевать, и тебе самому становится наплевать — появляются более важные проблемы.

[В принятии себя] очень помог интерсекс-активизм. Я познакомился с историями многих интерсекс-людей и понял, что у всех слишком разные тела, чтобы зацикливаться на чем-то, что у тебя не похоже на остальных. Я как основатель проекта интерсекс.ру часто говорил людям, что каждая их история — важная деталь пазла. Люди отказываются давать интервью, говорят, мол, чем моя история кому-то поможет, а я считаю, что каждая история помогает: тем, кто с этой темой не знакомы, — понять, что вообще происходит; а тем, кто сами это переживают, — почувствовать, что они не одиноки.

Сейчас в моем теле меня все устраивает.


 
Т.

Я узнала о своей вариации в пубертате, когда не пришли месячные, и меня стали обследовать. Невозможность выносить ребенка острее восприняла мама, чем я в 15. Мне тогда было это немного параллельно. Больше беспокоило короткое влагалище, но и с ним разобрались. Но я абсолютно уверена, что интерсекс-людям нужно как минимум предлагать общение с психологами, когда им ставят «диагноз». Уверена, многие бы пользовались этой возможностью. Если бы врачи общались понятным языком без личных оценок и опасений, принять бы было легче. Так живу вопреки фразе «девочка, забудь про семью, строй карьеру».

В юности, конечно, были вопросы «Почему я? За что?». Взрослея, научилась концентрироваться на преимуществах своей особенности: не будет рака шейки матки, нет месячных, не грозит незапланированная беременность, нет ПМС. Сейчас я в абсолютной гармонии со своим телом.

Вариация сделала меня сильнее и научила максимально пресекать любые попытки нарушить мои личные границы какими-нибудь замечаниями о «лишнем» килограмме. Только я знаю, через что я прошла и чего мне это стоило, и никто не может меня задеть каким-то брошенным комментарием.

andreas-brun-DB66n2hfsZs-unsplash.jpg
Фото Andréas BRUN, Unsplash       


 
Н.

Саму вариацию обнаружили в 14 лет, на первичном приеме у гинеколога. На тот момент родители и врачи мне ничего не рассказали, так что сам узнал о ней позже, когда тайком взял посмотреть документы у родителей. Воспринял легко. Отсутствие матки и влагалища при мужской гендерной идентичности — это не то, чему можно бы было расстроиться. Проблемы скорее были из-за того, что для родителей такой поворот (вариация) стали личной их трагедией. Что в свою очередь и меня угнетало долгое время.

На мои отношения с телом вариация никак не повлияла. Отношения с телом мне портит гендерная дисфория. До пубертата ее не было, а потом, когда тело стало меняться не в ту сторону, — появилась. С телом отношение сейчас такое: я его пытаюсь не замечать (чтобы не напарываться на свою же дисфорию).

А вариация даже в чем-то небольшой бонус дает: относительно недавно узнал, что у меня яичники находятся не там, где обычно, а практически в паховую область спустились. Это радует, как будто бы даже яичники стремились стать тестикулами :)

JoeCastro_NothingFeelsBeautifulAnymore_900.png
«Чувствую себя привидением в мясном костюме»: трансгендерные и небинарные люди о своей телесности

Интерсекс-активист_ки в России занимаются просвещением, поддержкой интерсекс-людей и их близких, юридической помощью и другой защитой прав. Подробнее об интерсекс-теме читайте на сайтах и в соцсетях проектов и организаций интерсекс.ру, ARSI. А для родителей интерсекс-людей в прошлом году запустился образовательный проект М——Ж.  

Возврат к списку